Прорастать верой и добрыми делами

2 марта начинается Великий пост, который продлится по 18 апреля. О его значимости в жизни православных рассказывает благочинный Дмитриевского церковного округа – протоиерей Василий Бовсуновский.

 
 
 
 
 
 
Многочисленные поучения, свидетельства богомудрых отцов Церкви разъясняют, что Великий пост – это возможность, даруемая святым православием укрепиться в вере, приблизиться к Богу. Но без молитвы, чтения Евангелия, псалтыри и других священных текстов он превращается в телесную диету. Преподобный Серафим Саровский писал: «Истинный пост состоит не в одном изнурении плоти, но и в том, чтобы ту часть хлеба, которую ты сам хотел бы съесть, отдать алчущему».
Время Великого поста можно сравнить с периодами года. Весной на землю приходит тепло, прогревается почва – и нужно усердно потрудиться. Тогда будет пропитание на весь год. Усердные труды, только духовные, надлежит понести и каждому христианину.
Подготовка к спасительному времени начинается с недели о мытаре и фарисее. В конце притчи говорится, что молитва мытаря была более угодна Богу, и он вышел из храма более оправданным, чем возвышающий сам себя фарисей. Дай, Господи, и нам иметь искреннее мытарево покаяние и фарисеево исполнение закона и правил, исключив гордыню!
В притче следующей недели повествуется о блудном сыне. Отец не только простил заблудшего, раскаявшегося и возвратившегося в лоно отчее сына, но принял его с большой радостью и возвратил его сыновье достояние. Перед неделей о Страшном Суде (мясопустной) в субботу — родительский поминальный день. Молитва об упокоении есть попечение нашей земной Церкви и каждого из нас о братьях и сестрах, вождях и воинах за Отечество наше и Веру жизни отдавших. Веруем, что Господь принимает молитвы сердечные о прощении грехов вольных или невольных, на земле сущих и от века почивших наших сродников. «Аминь, аминь говорю вам: яко слушая слова Мои и веруя пославшему Меня, имать жизнь вечную (Ин. V, 24 – 30).
1 марта — Неделя Воспоминания Адамова изгнания. Прощенное воскресенье. Нам даётся возможность искренне, от всего сердца, просить прощения за грехи перед Богом и друг другом. «Отче наш, сущий на небесах! Прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим». В этих кратких словах заключается наше отношение к Богу и людям.В первую седмицу поста совершаются длинные службы и молитвы с особым покаянным чинопоследованием. В понедельник, вторник, среду и четверг, во время Великого повечерия, поётся Великий канон преподобного Андрея Критского. Как в псалтири, написанной царем Давидом, молитвенное покаяние касается каждого из нас, хотя написаны много веков назад.
Первая неделя. Торжество Православия. Воспоминание прекращения гонений на святые иконы и другие святыни нашей Веры. Вторую неделю Великого поста Церковь посвящает памяти святителя Григория Паламы, покровителя христианских молчальников и молитвенников. В третье воскресенье за Всенощной на середину храма выносится после Великого славословия Святой Крест и предлагается для поклонения верующим. Делается это для того, чтобы напоминанием о страданиях и смерти Господней воодушевить и укрепить постящихся к продолжению подвига поста.
Четвертое великопостное воскресенье посвящено памяти преподобного Иоанна Лествичника. Его ви́дение жизни как дороги, ведущей по ступеням ввысь, близко каждому христианину. Пятая Неделя посвящается прп. Марии Египетской. При богослужениях Церковь утешает и одобряет постящихся тем, что они прошли уже половину поста, и побуждает, чтобы мы, «преполовивше священный пощения путь, радостно текли к будущему воскресению». На шестой седмице, во вторник 7 апреля, — Благовещение Пресвятой Богородицы. Отец наш Небесный избирает отроковицу от рода человеческого, чтобы Она стала Матерью Божией, лестницей, по которой Господь с Неба сходит к роду человеческому, дабы спасти нас.
Шестая Неделя — Вход Господень в Иерусалим. Добровольное вхождение во Святой Град для жертвы ради преображения мира и нашего спасения. Самая умилительная, исполненная скорби и сострадания Богу нашему Страстная седмица. Время, когда мы вновь переживаем те события, о которых повествуют Евангелие. Великая среда. Предательство и отпадение одного из учеников Иуды Искариота, который с первых дней проповеди Спасителя находился рядом с Ним, среди других апостолов на все века останется нарицательным имя его — Иуда и цена предательства 30 серебряников.
Великий четверг. Господь собирает учеников на трапезу. Умывает им ноги, являя величайший пример смирения. Тайная Вечеря, на которой полагает начало Святой Евхаристии освящение пресного хлеба в Тело Свое, виноградного вина в Кровь Свою и утверждает сие совершать до скончания века. Прощается с учениками и указывает, что один из них предаст Его.
В ночь на пятницу, молясь в Гефсиманском саду до кровавого пота, Спаситель наш утверждается в намерении претерпеть до конца муки и страдания, ради преображения мира и спасения людей. Но вот уже слышен шум приближающейся толпы, посланной первосвященниками, жаждущей схватить Его, как преступника, обвиняемого в богохульстве. Иуда указывает воинам Иисуса Христа предательским целованием. Великая пятница. Суд. Понтий Пилат, Римский наместник, беспощадный и безжалостный судья, боится осудить невиновного, зная, что Его предают из зависти. Но толпа требует: «Распни Его». И он уступает их злобе. Путь на Голгофу, тяжесть Креста, палящее солнце, и жажда, страшные муки распятия.
Последние слова Страдальца, обращённые к Отцу: «Прости мучителей, они не ведают, что творят»; к Матери и возлюбленному ученику Иоанну: «Это Мати твоя, это сын Твой»; благоразумному разбойнику, покаявшемуся: «Будешь со мною в раю». Смерть и погребение. В Великую субботу, по иудейскому закону, наступает день тишины и покоя, для учеников — день плача и скорби. Во все века в период Страстной Седмицы горечью и раскаянием переполняются сердца и всех любящих Господа. Снова ждём с великим упованием на Милость Господню схождения Благодатного Огня и Великого Торжества Воскресения Божьего, дарующего нам надежду прощения грехов наших и радость встречи с Воскресшим Спасителем Иисусом Христом. Господь, победивший смерть и ад Своим Воскресением, дарует каждому во Святом крещении в сердце – семя, которое должно прорастать Верой и добрыми делами во Истине, а истина есть Христос.